ПЕРСОНАЛЬНЫЙ БЛОГ
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ
Здесь Вы можете ознакомиться с интересными статьями и записаться на личный или онлайн-приём.
Я — профессиональный психолог с 20-летним стажем работы с людьми из разных социальных кругов. Моя психологическая деятельность не ограничена проведением консультаций и тренингов, а вплетена в обычную жизнь: рабочую, семейную, социальную.

Уже больше 20 лет я являюсь руководителем международной консалтинговой компании и наша компания помогает развитию бизнеса России и Скандинавии, поэтому мои психологические знания имеют не только теоретическую, но и практическую основу.

Специализация моей деятельности как психолога направлена:
— на разблокировку детских травм во взрослом возрасте,
— на родовые отношения,
— а также социальную конфликтологию.
Разрешите представиться, меня зовут Ольга,
мне 49 лет.
Виды консультаций
Выберите подходящий для Вас способ связи и мы решим вместе Вашу проблему
Консультация по Skype
1500 р.
Личный приём
2 000 р.
Консультация по Skype
1500
Оплатите
Заявка на личный прием
Заполните Ваши контактные данные и я свяжусь с Вами в ближайшее время!
Нажимая отправить, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности на сайте.
Click to order
Cart
Ваш выбор:
Total: 
Ваше имя
E-mail
Номер телефона
Нажимая кнопку "Оформить": Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности нашего сайта.
Статьи
Здесь Вы сможете ознакомиться с моими последними статьями по психологии
Абстрактные желания – помеха в их осуществлении
Наш мозг так устроен, что если мы начинаем в голове строить абстрактные схемы типа «хочу счастья», «хочу денег», «хочу мужчину», то такие желания не реализуются. Это примерно как желание «хочу дышать», но вы же уже дышите.

Хочу счастья!
но вы уже в своем мозгу испытываете счастье от того, что живете, у вас есть руки-ноги, зубы и волосы.

Хочу денег!
Размыто, три рубля это тоже деньги. Одна моя клиентка так желала и вселенная ее желание исполнила, она работает уборщицей в Центробанке. Деньги близко и рядом, она в их энергии купается ежедневно, но они ей не принадлежат.

Хочу мужчину!
Ежедневно проходит мимо и вы сталкиваетесь с огромным количеством мужчин, вот они ваши, берите.

Вы понимаете о чем я?
О том, что желание должно быть максимально детализировано и облечено в форму. Тогда наш компьютерный мозг может понять о чем ему составлять картинку реальности. Помните как у Льюиса Кэрролла

- Скажите пожалуйста, куда мне отсюда идти?
- А куда ты хочешь попасть? - ответил Кот.
- Мне все равно... - сказала Алиса.
- Тогда все равно куда и идти, - заметил Кот.
- ...только бы попасть куда-нибудь, - пояснила Алиса.
- Куда-нибудь ты обязательно попадешь, - сказал Кот. - Нужно только достаточно долго идти.

Автор: Ольга Беляева «Путеводитель разума»
Аутизм как болезнь и как психосоматическое явление в современном обществе
Вы конечно имеете представление об этой болезни в общих чертах, человек, который болен аутизмом, неплохо ориентируется в мире вещей, но абсолютно беспомощен в социальном мире, мире общения с людьми. И весь психический эффект его мозга заключается не в том, что он не недостаточно хорошо понимает людей, а в том, что он не понимает, что они живые, то есть чувствующие и думающие существа.

Один известный британский клинический психолог Саймон Барон-Коэн в свое время провел эксперимент между двумя девочками. Девочка А. — аутист, девочка Б. — нормальная. Девочка Б. положила куклу в коробку на столе и вышла. Девочка А. — аутист вытащила куклу и переложила ее в шкаф. Затем экспериментатор задает девочке А. вопрос: «когда девочка Б. придет в комнату, где она будет искать свою куклу?». И девочка А. — аутист с уверенностью отвечает: «в шкафу конечно!». Весь эффект этого эксперимента заключается в том, что если бы девочка А. была здорова, она бы ответила «в коробке на столе», но девочка А. живет своим миром и она считает, что он крутится только вокруг нее и девочка Б. Обязана знать, что она переложила куклу в шкаф. Окружающий мир — это мир только ее реальности, в нем нет других людей и их мыслей, эмоций и действий.

Ничем не напоминает наше современное общество, где каждый считает, что мир крутится только вокруг них? Не есть ли эта тенденция угрожающей, вызывающей массу невротических состояний, когда других людей с их чувствами и мыслями просто не существует? Не рождает ли это агрессивное поведение для достижения своих аутически обусловленных целей? Человек является социальным животным и гармоничное общение с другими особями есть гуманитарный инстинкт, заложенный в каждом, отказ от него в пользу эгоизма ведет к генетической мутации в сторону аутизма.

Автор: Ольга Беляева «Путеводитель разума»
Делай что можешь, с тем что имеешь, там где ты есть
Так прямо хочется и закончить на этой фразе, потому что круче уже ничего нельзя сказать. Это прямо какой-то восточный коан про «здесь и сейчас». И сопротивляется мозг, которому хочется пофантазировать на тему благополучного солнечного будущего и поругать себя или кого-то за корявое прошлое, которое не дало шикарных перспектив на будущее. И тут на тебе, господин Президент со своей сакральной фразой про «здесь и сейчас».

Но если убрать эмоции, то что же он этим хочет сказать? Рассмотрим это дело с точки зрения работы мозга и восприятия мира.

Есть такой эксперимент, когда взяли две группы по 50 человек и показали им один и тот же фильм, только одним было задание считать сколько в фильме было белых автомобилей, а другим — сколько черных. Так вот те, кто считали белые автомобили, не заметили, что в кадре 8 раз выбегала черная горилла. Ни один из 50 человек, потому что фокус был направлен на подсчет машин. В группе, которая считала черные авто обстояло дело получше, но все равно процент тех, кто увидел черную гориллу был не больше 20. Из этого мы сделаем вывод, что наш мозг сконцентрирован на результат в настоящем времени.

Теперь возьмем другой эксперимент, опишу его коротко и обобщенно, чтобы не тратить время на детали. Взяли 50 богатых и 50 нищих людей, у богатых все забрали, нищим дали. Встретились с ними через год. Богатые снова поднялись, а нищие разорились, потратив бесцельно деньги.

Я не зря эти два эксперимента привела. Если мы их соединим, то будет понятнее фраза Рузвельта, хотя на первый взгляд кажется, что эти два эксперимента не взаимосвязаны.

Но весь фокус в том, что если мы внутри не готовы, то ничего не притечет, если наше внимание не сосредоточено на сегодняшнем решении насущных задач, то мы живем в мире иллюзий. Как говорится, прыгай с шестом, однажды перепрыгнешь планку.

Автор: Ольга Беляева «Путеводитель разума»
Для достижения цели нужно очень сильно хотеть
Вообще формирование цели является само по себе уже серьезным квестом. Потому что реализация начинается только с того момента, когда цель определена. Помните как в «Алисе» Льюиса Кэрролла, когда Алиса спросила:

 — Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
 — А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
 — Мне все равно — сказала Алиса.
 — Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.
 — только бы попасть куда-нибудь, — пояснила Алиса.
 — Куда-нибудь ты обязательно попадешь, — сказал Кот. — Нужно только достаточно долго идти.

Цель должна быть максимально конкретная, нет смысла желать «хочу зарабатывать деньги», потому что в таком случае не сформирована в мозгу как минимум сумма, ведь 5 рублей это тоже деньги. Или «хочу быть счастливым», ведь то, что у вас 2 руки, 2 ноги и нет онкологии последней стадии — это уже счастье. Или «хочу мужа», жизнь подбрасывает ежедневно больше сотни потенциальных мужей, но неопределенность откидывает их всех в зону невидимости.

Поэтому первое — это конкретная четкая цель, и второе — это сильное желание. Цель нужно желать очень сильно, как желание опорожниться, извините за сравнение. Потому что если вы не желаете чего-то искренне и «несмотря ни на что», то когда приходит возможность, то с ней приходит и искушение: отвлечься на другое значимое действие, дождаться другой более легкой возможности, желание, чтобы кто-то другой сделал всю грязную работу и т. д. и как результат — цель откладывается или отменяется за наличием других целей. Я консультировала очень много людей успешных в достижении своей цели и у всех у них были эти две составляющие: я четко знал/а чего хочу и очень сильно его желал/а.

Автор: Ольга Беляева «Путеводитель разума»
Иерархический инстинкт
Будучи высокоуровневыми приматами, мы сохранили систему инстинктов. Их можно разделить на три вида, хотя деление это по моему мнению условное.

  • Инстинкт самосохранения
  • Инстинкт видовой: продолжение рода
  • Инстинкт социальной иерархии: он же инстинкт доминирования.

Я считаю, что последние два инстинкта – есть продолжение всего того же инстинкта самосохранения, но как вида и как социального животного, но мы сейчас не об этом.

Мысль, которую я хотела донести, заключается в следующем: если иерархический инстинкт не развит и не удовлетворяется, то человек облекается в различные психологические комплексы неполноценности и живет на чувстве зависти и сравнения с другими.

Каждый человек является социальным элементом, и стремится доминировать в чем-то, кто-то красивой фигурой, кто-то умом, кто-то спортивным телом, кто-то деньгами. И даже чувство юмора и сумасбродное поведение, выходящее за рамки приличий – все есть форма доминирования особей. И тут стоит остро вопрос одобрения, те самые пресловутые «лайки», которые все так самозабвенно собирают в виртуальных сообществах. Хочу сказать по опыту работы психологом, не удовлетворяют они надолго при вложенных усилиях, этот самый иерархический инстинкт. Потому что одобрение близкого круга людей является намного более питательным и значимым, чем незначимые люди. Поэтому развивайте искренние и ценные отношения с близкими людьми в первую очередь, а потом уже двигайтесь в большой и прекрасный мир.

Автор: Ольга Беляева «Путеводитель разума»
Интроверты и экстраверты
У Юнга есть деление людей на интровертов и экстравертов, он имеет ввиду два типа мышления разными областями мозга и тем, что экстраверсия это реальное соединение и коммуникация с людьми, а интроверсия – реконструкция реальности через мир иллюзии, то есть с выдуманными людьми. Отсюда можно сделать вывод, что по сути нет тех, кому люди не нужны, просто кто-то строит их присутствие у себя в голове, а кто-то входит в физический контакт.

Но это я так, просто начала думать в этом направлении, пока без выводов. Сюда также укладывается теория про 4 типа людей: сангвиники, холерики, меланхолики и флегматики, по социальному проявлению вовне и по строительству структуры общества внутри, грубо говоря, у одних социум снаружи, а у других внутри, и тогда можно говорить о том, что отшельники и тема одиночества - это не отсутствие социума, а лишь перенос социума внутрь, так как так безопаснее. Ведь мы все равно строим свою картину об окружающих через свою призму, а уж как мы это делаем, с помощью реальных людей или иллюзий о них, или сразу с помощью иллюзии, все равно это будет наша проекция об этих людях, а не реальная картина. Реальной картины о событии, человеке или феномене можно достичь, когда выходишь за рамки сознания на уровень метасознания и делаешь карту фактов и собираешь ее в объективную картинку, независимо от своего мнения по какому-то вопросу. В общем, одним словом, все мы люди – социальные высокоуровневые приматы, не важно как мы проявляем себя с обществом, если конечно не есть нарушения в виде аутизма, когда мир строится через стену отрицания мира, но это уже отклонение от нормы и не в компетенции психологии, а скорее психотерапии и психиатрии.

Автор: Ольга Беляева «Путеводитель разума»
Как лучше узнать другого человека?
Самый лучший способ узнать другого человека — это посмотреть как он общается с другими людьми.

Дело в том, что мы делаем вывод о каком-то человеке исходя из своего представления о сформированных нами ранее образах подобных людей, своего опыта с подобными людьми или в подобных отношениях, то есть другими словами, если вы никогда не сталкивались с изменами, то вам не придет в голову, что любимый вами безмерно человек может вам изменить, вы не увидите нотки интереса его к другому человеку и во что это может перерасти. Однако абсолютно наивно полагать, что например человек, который является патологическим вруном, вдруг с вами станет кристально честный. Первое время конечно, человек захочет быть лучше чем он есть, но если у него сформирована базовая линия нормы вруна, то рано или поздно все вернется на круги своя. Либо должна быть какая-то прививка на уровне перенесенной душевной боли, например, когда вранье привело к гибели близкого человека, либо помещение в ту среду, где вранью нет места вообще и не наступает потребность в этом.

Также можно составить мнение о другом человеке, побывав у него дома. Проводился в свое время такой эксперимент, когда одного и того же человека просили описать его близких друзей, его коллег по работе и незнакомых людей, которые побывали дома у человека и составили о нем мнение, исходя из предметов его быта. Так вот что самое интересное, что незнакомые люди, которые объективно составили мнение о незнакомом человеке было самое объективное и верное.

Так что: посмотрите быт человека и посмотрите его окружение и вам станет ясно кто перед вами, иначе вы рискуете стать заложником своего ограниченного видения, исходя из своего только опыта.

Автор: Ольга Беляева «Путеводитель разума»
Личность – что это такое и есть ли она вообще?
Известный английский психолог и философ Уильям Джеймс сказал как-то «У человека столько личностей, сколько людей признают в нем личность и имеют о ней представление».

В этой фразе есть очень глубокое значение, если начать думать об этом.

Для начала нужно ответить на вопрос, что такое личность. Это такое понятие, которое нам вложили в голову с детства, но когда начинаешь у кого-то спрашивать, никто не может дать четкого и точного ответа. Самое адекватное определение, которое мне удалось найти, звучит так:

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

То есть во-первых:
 — для собственной самооценки личности нужны другие индивиды и их оценка.

Во-вторых:
 — нужна самооценка, которая складывается из оценки нас и нашего восприятия этой оценки.

То есть, те, кто живут вне социума, ну например егеря, либо отшельники, то согласно данному утверждению у них нет личности? То есть они являются представителями человеческого рода, но так как личность является продуктом «социума», то понятие личности к ним не применима?

В-третьих:
Согласно утверждению Джеймса, каждый из нас — многоликая личность в зависимости от того, кто как нас оценивает. Вот тут начинается самое забавное, если каждый из нас многолик, то есть ли вообще эта личность?

Автор: Ольга Беляева «Путеводитель разума»
Обесценивание стараний детей, к чему оно приводит?
Для каждого ребенка до того момента, пока не настанет период тинейджерства, когда естественным образом захочется стать взрослым и оторванным от родителей, те самые родители и бабушки с дедушками являются так называемыми «значимыми взрослыми». И из оценки родителей формируется ощущение самоценности и целостности. Если родители отвергают какую-то часть личности ребёнка, он впоследствии будет отвергать её и сам.

Вот девочка, которая комплексует из-за нескольких лишних килограммов, примеряет новое платье, на которое собственноручно нашила модные оборки. А папа, проходя мимо, небрежно бросает: «Оно такое смешное! Ты в нём похожа на голубой пончик!». Милая шутка, и папа тут же забыл о ней. «Значит, я недостойна похвалы», решает девочка, и отныне живёт с этим знанием: носит его в школу и гуляет с ним во дворе. Она некрасивая, похожа на пончик… Ей даже не приходит в голову усомниться в папиных словах. Боль вытесняется, и лишь изредка что-то ноет внутри, но это быстро становится привычным. Она чувствует себя неуверенно в общении, особенно с мальчиками, потом — с мужчинами.

А вот — мальчик, которого мама встречает из школы, с гордостью показывает ей, что научился подтягиваться на турнике, а мама смеётся: «Да ты совсем как девчонка дрыгаешься! Какой ты у меня хилый.». У мальчика, который давно уже дал себе зарок не плакать, мгновенно накипают слёзы, и он не успевает отвернуться, а мама припечатывает: «Ну точно — девчонка и есть. Пойдём домой, спортсмен». Самая важная в его жизни женщина, важнее которой не станет ни одна, отвергла и обесценила его ещё детскую мужественность.

И мальчик решает, что если он недостаточно хорош для мамы, то он вообще недостаточно хорош. Мамин приговор не подлежит обжалованию.

Ещё одна разновидность обесценивания — чрезмерные ожидания родителей, направленные на ребёнка. «Ты наша единственная надежда», — часто повторяют они, и ребёнок постоянно чувствует себя виноватым, неценным для них, потому что не оправдывает их ожидания. Родители ждут от него чего-то, чего не достаёт ИМ, что значимо в ИХ картине мира, а у ребёнка она может быть совсем иной, и для счастья ему нужно совсем другое.

Как правило, обесценивание родителями своих детей — никак не следствие злого умысла или нелюбви. Парадокс здесь как раз и заключается в том, что они обесценивают из лучших побуждений — «чтобы человеком вырос» и «чтобы не перехвалить». Они искренне думают, что таким образом побуждают детей стать лучше. Потому что так воспитывали их самих, и они просто не знают, что может быть по-другому. В некоторых случаях это усугубляется желанием сохранять тотальный контроль над жизнью ребёнка, которого воспринимают как свою собственность.

Зная это, мы, будучи уже взрослыми, сами можем себе сказать те самые взрослые слова, которые бы мы хотели слышать от своих родителей и не взваливать вину на свою полноту, немужественность, нерешительность и страх отношений, ведь никто не родился с инструкцией как жить и воспитывали как могли, поэтому принятие своих родителей является основой полноценного восприятия мира.

Автор: Ольга Беляева «Путеводитель разума»
Человек — это пустой сосуд, состоящий из миллиардов нейронов
Каждый рождаемый ребенок имеет в голове в два раза больше нейронов чем взрослый человек. Все эти нейроны с возрастом формируют нейронные связи и сети, некоторые нейроны отмирают за ненадобностью, но получаемый через различные рецепторы и сформированный в нейронные связи опыт является нашей оперативной базой, которой мы пользуемся всю жизнь. И поэтому очень важно, что именно мы потребляем, чем мы наполняем свой сосуд, согласитесь, вы не сможете общаться с иностранцами, если не разговариваете с ними на одном языке. Наш генетический набор важен, но если он не активирован, то нейроны нейтрализуются и больше не восстанавливаются за ненадобностью.

Одновременно с этим наш мозг работает таким образом, что он либо потребляет информацию, либо обдумывает ее, превращая в нейронные связи. Тут наступает очень важный момент, если мы ребенку даем потреблять много информации, картинок, через планшеты, мультики или другие визуальные образы, но не учим его думать и давать после размышления свое решение, мы не помогаем ему формировать нейронные связи. А чем больше их, тем больше у выросшего ребенка возможностей достичь высокого уровня в социальном мире, почувствовать радость от отношений с другим человеком, да и вообще уметь чувствовать полноценно окружающий мир.

Учите своих детей мыслить, оперируя небольшим уровнем информации, ставьте себе сложные задачи, которые заставляют ваш мозг создавать нейронные связи, это единственный способ жить осознанно, а не под воздействием парализующих эмоций.

Автор: Ольга Беляева «Путеводитель разума»
Что означает, когда люди не смотрят друг другу в глаза?
Во многих психологических практиках обращается внимание на то, что необходимо иметь зрительный контакт с человеком, с которым устанавливаешь связь. Я долго изучала этот вопрос. Например есть такой эксперимент, когда людей садили друг напротив друга и просили смотреть постоянно друг другу в глаза, рассказывая о себе всякие детали жизни, и выявили закономерность. Если непрерывно смотреть в глаза более 10 минут, то в 100% случаев у людей возникала симпатия друг к другу. Попробуйте на себе данный эксперимент, хотя бы пару минут, это существенно увеличит симпатию других людей к вам.

У Франса Де Вааля в книге «Политика у шимпанзе. Власть и секс у приматов» есть такое наблюдение: «Самцы шимпанзе избегают смотреть друг на друга в моменты напряжения, вызова и устрашения. А в моменты примирения они смотрят в глаза бывшему противнику. После конфликта два шимпанзе могут иногда около четверти часа сидеть напротив друг друга, пытаясь поймать взгляд другого самца. Как только противники наконец начинают смотреть друг на друга, сперва неуверенно, но потом все более прямо, примирение не за горами».

У аутистов же вообще контакт глазами вызывает панику, и они стремительно пытаются убежать или защититься.

Из этого мы делаем вывод, что люди, которые хотят делать ровные и взаимовыгодные социальные связи, должны использовать этот способ как эффективный.

Автор: Ольга Беляева «Путеводитель разума»
Является ли человек венцом эволюционного витка на Земле?
У меня сегодня целый день не выходят из головы размышления о том, что если насекомые едят траву, животные насекомых, крупные животные мелких или траву, человек — животных и растений, то кто ест нас и что он ест? Либо надо эмпирическим путём и найти тех, кто едят нас, либо то, что мы убиваем друг друга и есть то, что означает, что на нас заканчивается венец творения природы и дальше формы более тонкой нет?

Есть много литературы и эмпирических познаний, задумывающихся над этой темой людей, которые говорят о более тонких структурах, всяких духах, призраках, душах умерших, ангелах и т. д., перечислять все эти тонкие структуры нет смысла. Чисто логически можно предположить, что если все движется от простого к сложному, то то, что мы не видим более сложные структуры сознания не означает, что их нет. Я могу с уверенностью сказать, что наблюдала некие моменты своеобразного вампирско-донорского общения между людьми, и чисто физически видела как один человек истощается, а другой начинает наполняться соками до изменения цвета кожи обоих. Могу также прокомментировать, что наш мозг устроен так, что он формирует определенные нейронные связи и испускает волны определенной частоты: альфа, гамма, бета, гамма, дельта и еще массу ритмов разной частоты и мощности. Предположив, что все люди на земле взаимосвязаны, то мы представляем определенную сеть и при взаимодействии друг с другом все мысли и волны передаются как по электрокабелю, усиливаясь подобными мыслями других людей через их вибрации. И тут мы можем предположить, что подсоединение к этому всеобщему кабелю и выделение волн определенной частоты мы сами и подключенные к этому процессу люди являемся и создателями и производными определенных волн низкого или высокого уровня вибраций. Помните такое выражение «он живет на высоких вибрациях»? Это все об этом, нам самим выбирать что мы едим как в плане визуальных, аудиальных, тактильных, вкусовых и других форм потребления пищи для нашего организма и мозга.

Автор: Ольга Беляева «Путеводитель разума»
Подкасты